суббота, 22 февраля 2014 г.

Разъяснения Закона N 200-ФЗ. О внесении изменений в Федеральный Закон «О рекламе» и КоАП РФ

     23.07.2013 опубликован Федеральный закон от 23.07.2013 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 200-ФЗ).

    В соответствии со статьей 3 Закона № 200-ФЗ данный Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Таким образом, Закон № 200-ФЗ вступит в силу 22 октября 2013 года.
 Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О рекламе», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Считаем необходимым обратить внимание территориальных органов на следующее:
    1. Понятия «изделия медицинского назначения» и «медицинская техника» объединены в рамках понятия «медицинские изделия» в соответствии с терминологией, содержащейся в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ.
Также внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе» в соответствии с которыми в частях 2, 6, 7 и 8 указанной статьи понятие «лекарственные средства» заменено на понятие «лекарственные препараты».
    В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты — это лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. При этом согласно пункту 5 цитируемой статьи лекарственная форма представляет собой состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
    2. Статья 25 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью
1.1, устанавливающей, что реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Продолжительность такого предупреждения в рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должна составлять не менее чем три секунды, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
    По мнению ФАС России, употребление в рекламе биологически активных добавок непосредственно фразы «не является лекарственным средством» будет свидетельствовать о соблюдении требования части 1.1 статьи 25 Федерального закона «О рекламе».При этом в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, предупреждение о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством должно распространяться не менее чем пять секунд и одновременно занимать не менее чем семь процентов площади кадра.
    3.Также Законом № 200-ФЗ дополнена статья 38 Федерального закона «О рекламе», устанавливающая ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе.Таким образом, на рекламодателя возложена ответственность за нарушение статьи 30.1 Федерального закона «О рекламе», закрепляющей требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации. Кроме того, значительно расширена сфера ответственности рекламораспространителя за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Часть 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» дополнена нормами, устанавливающими ответственность рекламораспространителя за нарушение следующих положений Федерального закона «О рекламе»:

    пункта 6 части 5 статьи 5, устанавливающего запрет на указание в рекламе на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники;
    частей 2-4 и 9 статьи 19, закрепляющих порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции;
    части 5 статьи 21, устанавливающей запрет на распространение рекламы о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции;
    части 9 статьи 24, закрепляющей, что реклама лекарственных средств, содержащих разрешенные к применению в медицинских целях наркотические средства или психотропные вещества, внесенные в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, и список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, запрещается, за исключением рекламы таких лекарственных средств в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
    статьи 25, устанавливающей требования к рекламе биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания;
    частей 1 и 2 статьи 30.1, устанавливающих требования к рекламе деятельности медиаторов по обеспечению процедуры медиации, в части наличия у медиаторов необходимых для осуществления деятельности по обеспечению процедуры медиации документов о прохождении соответствующего обучения и указания в рекламе медиаторов сведений о таких документах, а также в части необходимости указания в рекламе организации, осуществляющей деятельность по обеспечению процедуры медиации, источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.
    4. Статьей 2 Закона № 200-ФЗ вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с которыми нарушение установленных законодательством Российской Федерации о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок выделяется в качестве самостоятельного состава правонарушения, за которое устанавливается ответственность, повышенная по сравнению с нарушением общих требований Федерального закона «О рекламе» к рекламе. Таким образом, нарушение требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного щтрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.


    Указанная норма направлена на повышение ответственности рекламодателей и средств массовой информации за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.

1 комментарий:

ЕЭС "Регистр БАД" www.registrbad.ru комментирует...


Комиссия ФАС России признает рекламу ненадлежащей, в случаях нарушены требования ФЗ «О рекламе»:

1. В соответствии с пунктами 2, 8 части 1 и части статьи 24 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» реклама медицинских изделий не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования, гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

2. В соответствии с частью 6 статьей 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований установленных статьей 24 настоящего Федерального закона.

3. В 2013 году антимонопольные органы рассмотрели 11716 заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. В результате проделанной работы возбуждено производство 5612 дела по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе, в ходе рассмотрения которых пресечено 8555 нарушений. Наибольшее число нарушений были связаны с распространением рекламы лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок – 21,38% всех нарушений (при этом этот показатель существенно вырос по сравнению с 2012 годом, когда он составлял 12,57% всех нарушений).

http://fas.gov.ru/fas-news/fas-news_35397.html